Украинская ведьма: какая она? И просто соблазнительная женщина ...


Официальная власть не одобряла подобное самовольство и потом нередко наказывала палачей-любителей. Вот как подобный случай описывает Петр Ефименко: «В 1710 году навестило Украины моры и саранча. Приписывая это ведьмин силе, жители города Олишевкы многих жен за ведьмовства пожгли. Сожгли тогда не только простых казачек, но и маму бунчукового товарища Михаила Быховца, чем попользовался он и хотел дело виекспльоатуваты в свой исключительный хосен, таская людей по судам до 1717 года, пока жители не обратили ся за опекой к гетману и не получили от него оборонного универсала. Своим боком, виновные были все наказаны властями, одни смертью, вторые буками, а третьи длинной тюрьмой ».

«Рассматривая такие страшные дела, как паление живых людей, и то невиновных, надо различать две вещи, - комментировал Владимир Гнатюк, - или это было законом признано измерения справедливости, или это был народный самосуд. К одному и к другому нужно прикладывать другую меру оценки. В первом случае трудно найти какое-нибудь оправдание даже если допустим овладения общественности какой-то манией (религиозной или иной), так как законы заключают и выполняют самые образованные слои, которые должны управлять ся некими высшими мотивами, а не только кровожадными инстинктами темной черни. Во втором случае можно найти некоторое оправдание в вере якобы обиженных - материально или морально, и в их темноте. Такие самосуды имели место у всех народов на протяжении целого исторической жизни человечества и имеют в настоящее время (к примеру, очень часты самосуды над конокрадами в России )...». Гнатюк, таким образом, возлагает гораздо большую ответственность за преследование и уничтожение женщин на официальный суд, чем на участников стихийно начавшейся расправы над ведьмами. Ведь если инициатива последнего поступала от невежественных и суеверных людей, которые, к тому же, чувствовали растерянными и незащищенными при эпидемии или иного бедствия, то судьи, назначенные властью, должны демонстрировать больше опоры на здравый смысл и большую интеллектуальную развитость. Данное рассуждение Гнатюка кажется несколько наивным, поскольку он требует от судей, вынужденных следовать средневековым юридическим канонам, определенного вызова и времени, и системе, которая их кормила и контролировала их жизнь.
Ведьмы не тонут. И доживают до наших дней

... Что такое ведьмы? Что такое волшебство? Сколько словесного плетения вокруг того, что никто не видел собственными глазами, чья «прописка» в этом мире никем окончательно не доказана ... Так может откликнуться на эту публикацию скептически настроенный читатель «УМ». С одной стороны, возможно, это и справедливо - многовато шума из ничего, или почти из ничего. И это еще при том, что рамки газетной статьи не позволили остановиться еще на многих тонкостях, касающихся ведьм, к примеру, на испытании женщин водой (если тонет - значит, чистая, не ведьмин породы, иначе бы вода ее не приняла). Но с другой стороны, все изложенное - часть нашей истории. И этой части не чурались не только выдающиеся этнографы прошлого, но и, скажем, Иван Франко, который оставил в своем наследства, кроме художественной прозы и поэзии, еще и исследование о упырей.



<---   -    Страница: 8 из 16    -   --->

Навигация: 1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16