Украинская ведьма: какая она? И просто соблазнительная женщина ...


«Ренегат должен быть сожжен»

Это самое «но» заключается в том, что Украина не была свободным государством. В разные времена разные части наших земель находились под властью соседних стран. Поэтому понятно, что обычаи, одобренные сюзереном, навязывались как руководство к действию его вассалам. И то, что было принято, например, в католической Польше, насаждалось и в подвластной ей Украиной. А в Польше ведьм сжигали так же, как и в других европейских странах, разве что с меньшим рвением, чем, скажем, в тех государствах, которые, по сути, выступили колыбелью средневековой инквизиции. Первый случай казни ведьмы по приговору суда в Польше зафиксирован в 1544 году, последний - в 1793-м. Поэтому когда истцом в «ведьмин» делу выступал польский шляхтич, а ответчиком - «рядовой» украинского, или же украинского (так, наверное, в девяти случаях из десяти речь шла именно о женщине) суд терял свою снисходительность и осуждал виновное в смерти. Ибо шляхтич в таких случаях апеллировал к предписаний пункты - кодекса, декларировал самоуправления в средневековом городе в противовес абсолютной власти феодалов.

(Магдебургское право историки традиционно рассматривают как чрезвычайно позитивный проявление «народного волеизъявления». Поскольку его положение закрепляли за различными слоями горожан - не только дворян, но и мещан, купцов, ремесленников - равные права при решении вопросов торговли, внешних связей города, вопросам суда и наказаний за некоторые виды преступлений. Подобный modus vivendi впервые изобрело в XIII веке немецкий город Магдебург, откуда и происходит название «Магдебургское право». Кстати, в Киеве вблизи Набережного шоссе и по сей день стоит памятник Магдебургскому праву (построен в 1808 году), хотя подобный феномен честь юридических предписаний, к тому же - чужинницьких, привнесенных вместе с навязанной Украине властью, культурой и системой ценностей, следовало бы исследовать ... Впрочем все это, возможно, даже очень симпатично смотрелось бы , в частности, и на киевской земле - и памятники, и демократия древненемецкого образца, если бы в отношении к людям, обвиненных в колдовстве, то же Магдебургское право не проявляло тупую и непримиримую узость ортодоксальных церковников).

Ведь в магдебургском праве черным по белому записан следующий приговор для обвиняемых в чародейства: «Ренегат, что отрекся от веры, должен быть сожжен». А в пункте XIV одного из кодексов, дополняющих магдебургское право, дается более широкая дефиниция того, кто «отрекся от веры»: «Когда показалось, что кто-нибудь учил чар другое лицо или грозил кому чарами, а потом действительно потрафило бы ся несчастья тому, кому грожено; так же, если бы на кого пало подозрение в чарованни следствием его слов, обычаев, пренебрежительного вида и других обстоятельств, присущих волшебникам, то на основании определенных поговорим принадлежит такое лицо обвинить перед судом и когда на нее покажут ся признаки чаровання , ее следует подвергнуть мучениям ». Относительно «мучений», то и здесь составители зацитованого кодекса не поленились провести подробный инструктаж его потенциальных пользователей: «На муках принадлежит допрашивать чернокнижника и чародея обо всех обстоятельствах его проступка: либо он употреблял средств, каким способом и в какое время, какие при том произносил слова и исполнял дела; затем предстоит выпытать, у кого учился он чар или каким способом присвоил его житии, сколько раз обращал ся к нему и беду кому сделал »(Цитируется по журналу« Киевская старина », 1886, № VI. - Авт. ).



<---   -    Страница: 6 из 16    -   --->

Навигация: 1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16