Украинская ведьма: какая она? И просто соблазнительная женщина ...


Украинская ведьма:
чары и казни ее, а также различия в восприятии колдовства в нашей стране и в Европе

Итак, мы установили разногласия, касающиеся толкования чародейства в Украине и в Европе. На Западе колдовство открывало собой список самых тяжких преступлений против Бога и всех добропорядочных христиан, а в Украине воспринималось как обыденный проявление небудничным способностей. Способности эти одаренное магическим талантом женщины могло использовать, как говорится, в меру своей испорченности - или же на добро, или на зло. Зло от украинской ведьмы измерялось исключительно количеством и качеством причиненного им вреда (засуха, болезни, неурожаи и т.д.). Речь шла, таким образом, о горестях или ущерб, нанесенный одним человеком всей общине или некоторым ее представителям, а не о грехе перед Богом, перед церковью и ее апологетами.

Украинские суды, через которые в XVI-XVIII веках прошло немало дел «о магии и о ведьмы» (как пишет этнограф XIX в. Владимир Гнатюк), соблюдали правило упомянутого сугубо практического подхода. Тогда как в Европе - в противовес нашему здравому смыслу - неуступчивые отцы католической церкви судили и казнили ведьм за измену собственной души, которая проиграла в борьбе со злом и была поставлена дьяволом ему на службу. А упоминалась нечистая сила на судах в Украине? Естественно, что так. Однако упоминалась исключительно как орудие, которым пользовались желающие в своих недобрых целях. Иными словами, наши предки соблюдали убеждение, что человек скорее использует черта в своих замыслах, чем черт человека. (Недаром в украинской этнографической литературе нет недостатка преданий о том, как можно вырастить-вырастить собственного черту и заставить его служить себе. Западноевропейский же «аналог» нашего черта никогда не был таким «домашним», он не вилуплювався из яйца, которое семь суток вигривалы под мышкой - его появление в жизни человека всегда была куда более грозной и торжественной). Таким образом, образ дьявола в украинских верованиях никогда не абсолютизувався, никогда не поднимался на пьедестал могучего и сильного антигероя, стоящего долговременной изнурительной борьбы.

«В судебных актах (которые складывались на территории Украины. - Авт.) Мы не найдем полного и целостного изображения черта, поскольку подобные детали не входили в задачи юрисдикции, исследовавшей дело с точки зрения гражданского или уголовного права», - отмечал в свое время Арсений Селецкий. А Владимир Гнатюк добавлял: «Чортивську силу, которой проявление добачувалы в чарах, преследовали не потому, что она чортивська, нечистая, но потому, что ею пользовались для причинения кому вред. В убеждении судей не было той веры в организованный демонiчний культ, который вызвал на Западе против себя систематические преследования, одушевленные фанатизмом и мнением, что уничтожение волшебников и ведьм является службой для Бога ». Итак, можно считать, что украинское ведьмам чрезвычайно повезло по сравнению с их европейскими «коллегами»? И да, и нет. Ибо, как это всегда бывает, возникает одно существенное «но» ...



<---   -    Страница: 5 из 16    -   --->

Навигация: 1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16